Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей — воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности школьников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Значительный пласт работы — это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в школе, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом — своим примером.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало, кто из обучающихся имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде, чем выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (дети привыкли, что вся свободная территория — место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара, большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом - чаще всего со всевозможными нарушениями).
Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей школьного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы школьного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.
Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ОУ — формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Она реализуется путем решения нескольких задач:
1. усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям школьного возраста
Общие представления:
1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)
Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:
Знать следующие правила дорожного движения:
1. переходить улицу только на зеленый свет светофора,
2. не играть на дороге или около проезжей части,
3. переходить улицу только по пешеходному переходу,
4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины — направо,
5. знать устройство проезжей части,
6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
7. знать правила поведения в транспорте,
8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.